Продажа нефтепродуктов: масла, смазки, 
тосол, антифриз, смазочные материалы.
г. Уфа ул. Комсомольская, 1/1 оф. 803
Skype: Petroltrade
8-800-700-02-52
Звонок по россии бесплатный
тел/факс: 8 (347) 292-08-53
Добавить сайт в закладки
Официальный дистрибьютор
НК "Роснефть", ТНК, Valvoline,
Невский фильтр

УСЛОВИЯ ТРАНЗИТА НЕФТЕПРОДУКТОВ В РАЗЛИЧНЫЕ РЕГИОНЫ И СТРАНЫ

Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

Общие условия транзита нефтепродуктов
К общим условиям транзита относятся направление и дальность транзитных маршрутов, метод транспортировки и ценовая политика участников транзита. Метод транзита оценивается при сравнении рентабельности, и здесь первенство удерживают системы трубопроводов, так как цена перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу - 10-15%. Однако разветвленность железнодорожных магистралей на фоне жесткой привязки системы нефтепродуктопроводов к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) обеспечивает доминирующее положение железнодорожного транспорта на рынке внутренних транзитных услуг. Несомненно, что некоторые страны, через территорию которых проходят транзитные маршруты, умело пользуются своим географическим положением при согласовании транзитных цен. Поэтому формирование цен, а тем более несанкционированный забор нефтепродуктов, как это было недавно в случае с Белоруссией, серьезно сказываются на условиях и, прежде всего, интенсивности транзита.

Направления транзитных маршрутов олицетворяют собой смесь экономической рентабельности и политической стратегии. На данный момент традиционным является центрально-европейское направление: нефтепродукты транспортируются по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Также активно используются черноморские порты: Туапсе и Новороссийск. К этому направлению (каспийско-черноморско-средиземноморскому) относится и транзит нефтепродуктов уже через территорию России из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Северное направление нефтепровода "Дружба" выходит на страны Балтии и рассматривается как сфера совместного использования Россией - для транспортировки своих нефтепродуктов, странами СНГ - для возможного увеличения транзита через территорию России.

Трубопровод
Система трубопроводов в нашей стране во многом определялась и закладывалась еще во времен СССР. Достаточно вспомнить гигантский комплекс трубопровода "Дружба", связавший основные на тот момент нефтяные месторождения с НПЗ и морскими портами в Ближнем и Дальнем Зарубежье. Сейчас Россия располагает самой протяженным трубопроводным комплексом в мире, длина которого составляет 48 708 км (на май 2007). Эта гигантская система управляется АК "Транснефть", главным собственником которой в настоящее время остается государство. Трубопроводы протянуты через всю страну от нефтедобывающих регионов, таких как Тимано-Печорский, до морских портов или НПЗ в конечной точке транзитных маршрутов, например, в Польше или Словакии. Условия транзита нефтепродуктов по трубопроводам складываются из транзитных тарифов - если транзит проходит по территории России, то цены регулируются АК "Транснефтепродукт", дочерней компанией АК "Транснефть", если по территории других стран, то тарифы устанавливаются по соглашению с этими странами. Схема таких соглашений включает в себя контракты на транспортировку нефтепродуктов, заключенных между покупателями или продавцами и АК "Транснефтепродукт". В целом система трубопроводов обеспечивает транзит нефтепродуктов в западном и северо-западном направлении: через Украину и Белоруссию, латвийский порт Вентспилс, Санкт-Петербургский порт, по Балтийской трубопроводной системе (БТС) через Приморский порт; в южном направлении: к черноморским портам и через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

Железнодорожный транзит нефтепродуктов
Транспортировка нефтепродуктов по железной дороге в основном обслуживает внутренние нужды. Также наливные цистерны курсируют по рельсовым путям там, где требуется переброска нефтепродуктов от конечных пунктов нефтепроводных систем к НПЗ, как это происходит в случае с транзитом через Украину при экспорте нефтепродуктов в третьи страны. Основным преимуществом железнодорожного транзита считается его пропускная способность, мобильность, разветвленность сети. Главным недостатком, как уже было сказано, признают высокую стоимость транзитных тарифов железнодорожного транспорта по сравнению с трубопроводами.

Морские перевозки
Морской транзит нефтепродуктов недостаточно развит в России, однако сейчас признается одним из главных приоритетов развития в сфере транспортировки нефтепродуктов. Россия предполагает расширить использование черноморских портов как базу для транзита нефтепродуктов через проливы. Завершение строительства БТС создало определенные предпосылки для увеличения морского транзита через Балтику. Условия морского транзита определяются расходами на строительство танкерного флота, а в этой области специалисты отмечают тенденцию к сокращению, и стоимостью фрахта судов, которая, наоборот, в последние годы неуклонно повышается. В целом морской транзит - хорошая возможность политической и экономической диверсификации транспортировки нефтепродуктов.

Анис Рахимов, Группа Компаний "Хозпромторг" www.petroltrade.ru 

Официальный дистрибьютор

ООО "Хозпромторг-Экспорт" © 2003 - 2017